Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

силлабо-тоническое стихосложение

Энциклопедический словарь

Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние - разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых - безударные слоги. Основные метры силлабо-тонического стихосложения - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

* * *

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - СИЛЛА́БО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ, разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра (см. МЕТР (в стихотворении)) располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых - безударные слоги. Основные метры силлабо-тонического стихсложения - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Большой энциклопедический словарь

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых - безударные слоги. Основные метры силлабо-тонического стихсложения - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Гуманитарный словарь

СИЛЛА́БО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (греч. συλλαβή - слог и τόνος - ударение) - одна из разновидностей тонич. стихосложения, осн. на упорядоч. чередовании сильных и слабых мест в стихе; сильное место в С.-Т. С. равно одному слогу, слабое - одному или двум слогам, первые преимущ. ударны, вторые преимущ. безударны. Одноврем. упорядоченность слогового объема стиха и ударений в нем отражена в назв. данной системы стихосложения, называемой иногда "слогоударной". В С.-Т. С. выделяются две осн. группы размеров (метров): 2-сложные, в к-рых между ударными слогами (иктами) располагается по одному безуд. слогу (односложный межиктовый интервал) - хорей (схема: Силлабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложение ...) и ямб (схема: Силлабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложение ...), а также 3-сложные, в к-рых межиктовый интервал 2-сложный - дактиль (схема: Силлабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложение ...), амфибрахий (схема: Силлабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложение ...) и анапест (схема: Силлабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложение ...). Назв. этих метров С.-Т. С. было заимствовано из антич. квантитативной метрики, в к-рой ана-логич. обр. чередовались долг. и крат. слоги. В европ. поэзии С.-Т. С. формируется в 12-14 вв. как результат взаимодействия роман. силлабики и герман. тоники и окончательно утверждается реформами стихосложения к 15 в. в Англии и к нач. 17 в. в Германии. В России С.-Т. С. приходит на смену силлабике и получает распространение с 30-х гг. 18 в.; ее утверждение связано с реформой Тредиаковского - Ломоносова, теоретически обосновавших и воплотивших в своей поэтич. практике этот тип тонич. стихосложения, называемый долгое время "метрико-тоническим", "силлабо-метрическим" или просто "тоническим". Совр. термин впервые использован Н. Надеждиным (1837) и утвердился в стиховедении с 10-х гг. 20 в. В 18-19 вв. рус. теоретики стиха выделяли в С.-Т. С. группы слогов с одним сильным (ударным) и одним или двумя слабыми (безударными); эти группы единообразного строения назывались "стопами". Т. к. в рус. яз. коэффициент среднеакцентной языковой частоты приближается к трем, в 2-сложных С.-Т. размерах оказывались неизбежными пропуски метрич. ударений, а в 3-сложных - дополнительные, "сверхсменные" ударения. Первонач. осознававшиеся как препятствия, к кон. 18 в. эти отступления от метра поэты начинают воспринимать как один из осн. способов придания стиху ритмич. разнообразия (в 18-19 вв. обычно говорили не о пропусках метрич. ударений и сверхсхемных ударениях, а о заменах стоп ямба и хорея стопами пиррихия и спондея и т. д.). В классич. рус. поэзии средний объем стиха - от 2 до 6 сильных мест (стоп); как правило, они были изометричны, т. е. соизмеримы по числу стоп (напр., 4-стопный ямб или 3-стопный амфибрахий либо стихи разного объема - напр., чередование 4- и 3-стопного амфибрахия). В нек-рых стихотворных жанрах (басне, послании, элегии, комедии и др.) использовались и нерегулярные чередования стихов разного объема - т. н. вольные стихи. Дополнительными способами придания ритмичности С.-Т. стиху было распределение словоразделов, варьирование анакруз и клаузул. Начиная с 40-х гг. 19 в. и до нач. 20 в. рус. силлабо-тоника характеризуется тенденцией расшатывания, ослабления строгости метра: первонач. в отд. жанрах, а затем и в оригин. стих. любых жанров и тем получают распространение логаэды, дольники, тактовики - размеры с переменными межиктовыми интервалами, переходные от силлабо-тоники к чистой тонике. Развитие С.-Т. С. в рус. поэзии отмечено расширением метрич. репертуара; если в 18 в. наблюдается почти полное господство ямба (преим. 4- и 6-стопного), менее распространен 4-стопный хорей, то с нач. 19 в. постепенно осваиваются 5-стопный ямб и 3-сложные размеры; в нач. 20 в. появляются длинные и сверхдлинные размеры (8-10-стопные 2-сложники и 7-8-стопные 3-сложники), нетрадиционные сочетания разных размеров в пределах одного стихотв. текста (среди них - строчные логаэды), обращение поэтов к дольнику и акцентному стиху существенно снижает долю силлабо-тонич. размеров в метрич. репертуаре. В совр. поэзии силлабо-тонический стих широко употребителен и в процентном соотношении по-прежнему преобладает над чисто тонич. стихом и переходными от силлабо-тоники к тонике стихотв. размерами.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. На сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых - безударные слоги. Основные метры силабо-тонического стихосложения - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Новый словарь иностранных слов

силла́бо-тони́ческое стихосложение

(гр. syllabe слог + тонический) система стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании метрических ударений, совпадающих со словесными; с нач. 18 в. - система русского классического стиха.

Полезные сервисы